Монах из древнего Афона когда-то сказал:
«Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные и таинственные речи пророков, а шум и стройная игра колоколов – благовесте Евангелия, торжество его во всех концах вселенной…»
. Да, путь колокола к благовести, был долог и полон загадок.
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик, ученые нашли в быту многих народов мира. Ряд ученых считают, что родиной колокола является Китай, откуда он по великому шелковому пути вполне мог дойти и до Европы. На это указывает то, что Китай является первооткрывателем бронзового литья и самые древни колокольчики были найдены именно там.
Пользовались ими для отпугивания злых духов, в качестве амулета вешали на шею лошади, при богослужении и т.д. В V веке до нашей эры увлечение колокольной музыкой в Китае было столь велико, что потребовались целые комплекты колокольчиков. В некоторых насчитывалось до 60 штук, присутствовал там и настоящий колокол высотою до 80 см. Технология отливки была настолько совершенна, что звук колокола прогнозировался.
Колокола были распространены по всей Европе. В последующие годы в обязанности небольших колоколов входило: в Бонне – начало уборки улиц, в Этампе (Франции) тушили уличные фонари, в Италии был «хлебный колокол» для домохозяек, в Англии колокол сопровождал похоронную процессию, в Бовине (Франция) — объявлял о начале рыбной торговли, в Берне (Швейцария) существовал колокол «Красная книга», на внутренней стороне которого были выгравированы имена казненных. Существовали морские сторожевые колокола, и до сих пор гибель судна в некоторых прибрежных местах отмечается ударами колокола. Можно еще долго перечислять функции колокола на протяжении веков.
Первые христианские колокола появились на Западе предположительно между IV-V веками. Считается, что первый колокол отлил для католической церкви епископ Павлин из г.Нола (Южная Италия) в древней области Кампания, поэтому древним церковным небольшим колоколам дано название кампанов. Эти небольшие колокола помещались на паперти или на специальной перекладине. Со временем, колокола увеличились в размерах и их стали ставить на крышу церкви, но звонили в них с земли.
В IX веке венецианский дожа Орсо I подарил греческому императору Михаилу III двенадцать колоколов, для которых была специально построена башня рядом с собором Святой Софии в Константинополе (865г). Но после падения Византийской империи Константинополь переименовали в Стамбул, греки вытеснены в один квартал, колокола попали под запрет. Первые колокола Софийского собора уничтожены, и православный Восток продолжил
пользоваться билом
.
На Руси колокола стали появляться вслед за принятием православия (988г). Но сведения о них до XIV века весьма отрывочные. Междоусобица русских князей, нападение татаро-монголов – длившееся два с половиной столетия. Колокола переходили из рук в руки, как военный трофей, уничтожались в огне пожарищ монгольских погромов.
В 1380 г. Московский князь Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем,
« поняли князья необходимость объединения. И началась собираться земля Русская в сильное государство – Московскую Русь, которое становилось единым. К
XVI веку наполнилось оно множеством церквей, и зазвучали на русских просторах колокола в полный голос, выражая торжество и крепость православия, верность которому закалили жестокие испытания».